Как показывает практика, основная причина хронической разрядки аккумуляторной батареи заключается в неполноценной зарядке от бортовой сети в процессе движения. Для того чтобы проверить электрооборудование, совсем необязательно ехать на СТО. При наличии определенных знаний и небольшого набора инструмента сделать это можно самостоятельно, попутно сэкономив несколько тысяч рублей. Каким образом? Предлагаем ознакомиться с несколькими причинами разрядки АКБ, способами их диагностики и устранения, как говорится, пошагово:
1. Симптомы неисправности: лампа зарядки аккумулятора на панели приборов не загорается при включенном зажигании. В принципе, это может свидетельствовать лишь о том, что она перегорела. Никакой угрозы для батареи такая ситуация не представляет. Достаточно заменить лампочку, и все вернется «на круги своя». Однако перегоревшая лампа может стать причиной того, что серьезная неисправность не будет обнаружена вовремя. Поэтому с ее заменой стоит поторопиться.
2. Симптомы неисправности: лампа зарядки аккумулятора на панели приборов не даже после запуска двигателя. Это свидетельствует об обрыве цепи или серьезной неполадке в системе заряда АКБ. К самым распространенным ситуациям можно отнести обрыв или существенное расслабление натяжения приводного ремня генератора.
Предположим, лампочка на приборной панели работает в штатном режиме, а батарея периодически разряжается до критических значений. В таком случае, возможно, напряжения, подающегося с генератора на аккумулятор, недостаточно для полной его зарядки. Проверить данный параметр также несложно, особенно, если вы обладаете минимальными знаниями в области электромеханики. Последовательность действий такова:
o Во-первых, подключаем вольтметр к аккумуляторным клеммам.
o Во-вторых, заводим двигатель.
o В-третьих, доводим количество оборотов до среднего уровня (как правило, для бензиновых двигателей это 3000, а для дизельных – 1.5 – 2 тысячи, если речь идет об автомобилях с объемом мотора около 2.-2.5 литров).
Итак, стрелка вольтметра должна остановиться на отметке около 12 - 13 Вольт. Обращаем внимание, что повышенный заряд так же вреден, как и пониженное напряжение, подаваемое генератором на клеммы. Поэтому совершенно справедливо считается, что оно не должно превышать отметку в 14 Вольт.
И это еще не все. Дело в том, что проверка работоспособности генератора, реле-регулятора и другой электроники автомобиля должна проводиться под нагрузкой. То есть, для того чтобы получить объективные данные о работоспособности электрооборудования, нужно включить, как можно больше потребителей – «печку», климат контроль, аудиосистему, подогрев зеркал, стекла, сидений, фары и пр. И даже в этом случае напряжение на клеммах не должно выходить за пределы указанных выше 13 - 14 Вольт. Это значит, что генератор работает нормально, выдерживает максимальную нагрузку.
К сожалению, нередко бывает так, что уровень напряжения колеблется в пределах 12 – 12.5 Вольт. Это явный признак того, что генератор не в «полном порядке». Возможно, сильно изношены щетки, имеется разрыв цепи и прочие неисправности. Кроме того, не помешает проверить и реле, регулирующее ток. Самостоятельно решить такие проблемы смогут не все. Разумеется, для устранения этих неисправностей лучше всего обратиться к грамотному электрику.
Ищем ток!
Случается так, что вольтаж на клеммах в пределах нормы, генератор работает нормально, а батарея разряжается. Такая ситуация может быть вызвана утечкой тока. Провести диагностику этой неисправности достаточно просто:
o Выключите зажигание.
o Подсоедините амперметр между аккумулятором и снятой клеммой.
o Измерьте силу тока в состоянии простоя авто.
Эксперты считают, что нормальным уровнем тока потребления с выключенной сигнализацией является сила, равная 50 мА. Подобную процедуру следует повторить, но уже с постановкой на охрану. Если амперметр показывает более 20мА, а после подключения клеммы и включения сигнализации 0-5мА, то однозначно утечка тока происходит из-за неисправной противоугонной системы. В том же случае, если разница составляет не более 5 мА, стоит обратить внимание на проводку.
Меры предосторожности при работе с электрооборудованием авто
Несмотря на то, что напряжение в бортовой системе электропитания легкового автомобиля составляет номинально 12 Вольт, при проверке электрооборудования следует придерживаться определенных правил во избежание травм:
o Обязательно снимать все металлические украшения и другие предметы с пальцев, так как случайное соединение с их помощью контактов с разными полюсами может привести к короткому замыканию и ожогам.
o При подключении аккумулятора соблюдайте полярность. На крышке АКБ обязательно присутствуют обозначения плюса и минуса. Такие же отметки имеются и на клеммах проводов. Кроме того, плюсовая клемма батареи всегда больше, чем минусовая. Эта информация может пригодиться в том случае, если маркировка стерлась от времени или корпус АКБ сильно загрязнен.
o Категорически запрещается отсоединять провода от клемм аккумулятора при заведенном двигателе. Также при работающем моторе нельзя подключать или отключать любые соединения электропроводки.
o Любые работы с электропроводкой следует выполнять при отсоединенном аккумуляторе или хотя бы одной – минусовой клеммы.